г.Москва, ул.Одесская, дом 2
БЦ «ЛОТОС». Пн-Сб 10:00-20:00

Какой бизнес будет выгодным во время пандемии?

Даже в кризис коммерция бывает прибыльной. Импорт и экспорт не подойдут, как и работа в точках скопления людей. Стресс заставляет человека сбежать, защищаться или замереть на месте. Это триггеры. Можно производить защитные маски и антисептики, организовывать туры по РФ, доставлять продукты или заниматься репетиторством.

Видимо, кризисы и эпидемии начались еще до нашей эры. Не зря древнегреческий философ Сократ оставил нам мудрую поговорку: «Кто хочет, тот ищет возможности, кто не хочет – ищет причины». Вот и сейчас в мире бушует коронавирус, СМИ не успевают обновлять списки заразившихся, а население на волне паники сметает с полок супермаркетов все, что видит.

Люди с коммерческой жилкой чувствуют, что бизнес во время пандемии – возможность протестировать новые ниши и увидеть перспективы там, где другие не замечают. Как пошутил один знакомый автора: «Первые симптомы COVID-19 – хочется гречки и в туалет». Удовлетворением этих потребностей пусть занимаются другие, а мы расскажем о 9 неочевидных идеях.

Обязательные условия

Не все отрасли одинаково прибыльны в смутные времена. Определим стартовые параметры. Каким должен быть бизнес:

  • Внутренним. Импорт и экспорт невозможен при закрытых границах.
  • Мобильным. Сбор больших групп клиентов в одном месте под запретом.

В условиях пандемии людей охватывает чувство тревоги, а иногда даже паники. В таком состоянии человек действует в трёх направлениях, в зависимости от склада характера:

  1. Бежит.
  2. Защищается.
  3. Замирает.

И каждый из 3-х типов потребителей при наличии ограничений в свободе выбора предпочитает услугу, соответствующую его реакции на стресс. Задача – предложить именно то, что сейчас необходимо, опираясь на психологическое состояние клиента.

1: производство защитных масок

Одна из самых актуальных ниш в период пандемии. Медицинские защитные маски исчезли из аптек и розничных сетей в первую очередь. Создание бизнеса требует аренды помещения, закупки сырья, выплат заработка, установки оборудования, упаковки.

Рынок сбыта широк: от аптек до частных торговых точек. Сетевые, крупные интернет-магазины закупают маски партиями. Производство в России пока не широко распространено, лицензия не требуется. Для начала нужно получить сертификат соответствия качества. Также потребуется регистрационное удостоверение от Министерства Здравоохранения.

2: изготовление антисептиков

Антисептики бывают:

  • предотвращающие размножение микроорганизмов;
  • уничтожающие микробы на эпителии;
  • ликвидирующие вирусы и бактерии на слизистых;
  • лечащие горло, кожные заболевания.

Чтобы не дать возбудителю инфекции проникнуть в организм во время пандемии, врачи рекомендуют использовать наружный антисептик. Идеально, если в составе средства будет 80 % этилового спирта. Также подходят составы с содержанием 45 % изопропила, гели с 85 % этанола и обычное мыло.

Производство организуется под контролем Минздрава, потребуется сертификат соответствия. Ниша погрязла в бюрократии, поэтому в России она не сильно развита, конкуренции почти нет.

3: готовый набор продуктов питания на 2 недели, доставка лекарств

Целевая аудитория – клиенты, которые решили бороться с происходящим, и те, что выбрали замереть. Бизнес для крупных городов, жители которых не находят времени на поиск и закупку товаров первой необходимости и длительного хранения. Услуга актуальна как в период подготовки к карантину, так и после его начала.

Суть: создать продуктово-вещевую корзину для тех, кто окажется заперт на 2 недели (сроки могут поменяться), доставить на дом покупателю. Набор содержит продукты длительного хранения (макароны, консервы, крупы, ультрапастеризованное молоко, бакалейные товары, сладости и пр.) и необходимые в хозяйстве вещи (туалетная бумага, мыло, стиральный порошок, шампунь, зубная паста и пр.).

Запас рассчитан на одного человека, меняется в зависимости от количества (и, что важно, возраста) членов семьи. Например, для младенцев добавляют банки с пюре и подгузники.

Ещё один вариант: заказ любого набора продуктов или лекарств, который совершают клиенты через сайт или удобное приложение. Нужны инвестиции: зарплата курьерам и оборудование для быстрой доставки (велосипеды, самокаты). Многие люди проявляют гражданскую сознательность и самоизолируются.

Служба доставки решит проблему с покупкой продуктов и лекарств для пожилых людей. Крупные фирмы в период пандемии не справляются с количеством заказов, клиентам приходится ждать около недели, что неудобно. Задача – сделать систему максимально простой, чтобы заказ поступал курьерам моментально. Для работы достаточно 1-2 сотрудников на район.

4: дезинфекция

Бизнес во время пандемии в этой нише развивается не только для частных лиц, но и на уровне организаций, государственных компаний. Обычным гражданам предлагают дезинфекцию квартир, одежды, транспортных средств.

Варианты обслуживания для предприятий:

  • В Европе появился интересный стартап: для обработки рук всех входящих в помещение офисов или другие общественные места нанимают человека. Его снабжают защитой и маской (чтобы препятствовать заражению), сверху, наподобие рекламного щита, надевают костюм, к которому прикреплён антисептик. Любой встречный сотрудник или посетитель офиса при необходимости нажимает на дозатор и обрабатывает руки. Человек с антисептиком перемещается по всей территории предприятия беспрерывно на протяжении всего рабочего дня. Удобно для тех, кто в суматохе не успевает мыть руки, много общается с клиентами или просто для профилактики. Разновидность: аппараты с антисептиком на территории предприятия.
  • Ультрафиолетовый дезинфектор для общественного транспорта. Физически помыть вагоны метро или автобусы сложно, делают это не так часто, как необходимо при пандемии. К тому же на обработку уходит много ресурсов (химия, персонал, время), портится обивка салонов, быстрее изнашиваются внутренние материалы. Недавно в одной из стран ЕС был предложен способ обрабатывать общественный транспорт при помощи УФ-излучения. Для этого ставится дезинфицирующий световой аппарат внутрь салона автобуса (например), и лампа включается на 30-60 минут. За этот период все бактерии внутри погибают, не требуется затрата физических сил. Здесь понадобятся вложения на покупку аппарата (цена от 10000 р.).

Ну и остаются актуальны стандартные способы уборки: клининговые компании, которые обработают помещение антисептиком. Для организации потребуется найм сотрудников, закупка чистящих средств, оплата персоналу, затраты на рекламу.

5: забота о детях и родителях – услуги няни

Детские образовательные учреждения перешли на режим свободного посещения. Многим семьям необходим человек, который присмотрит за детьми, пока те находятся дома.

Единственный нюанс: в качестве нянь рекомендуется нанимать молодых женщин (или мужчин), которые не входят в зону риска. Также этот бизнес даст временные рабочие места тем, кто на период карантина оказался без доходов или ищет дополнительный заработок. Вложения потребуются на поиск и найм персонала, рекламу.

6: организация путешествий по России или туристических походов

Это направление найдёт клиентов среди тех, кого тянет убежать от вируса. Так как с пересечением границы, вероятно, будут проблемы, да и не все осмеливаются лететь в эпицентр эпидемии, есть вариант организовать досуг граждан внутри страны. Кроме стандартных маршрутов, предложить необычные тематические трипы (Камчатка, Ямал, Крым, Алтай, Байкал и пр.).

Для тех, кто готов к индивидуальной программе, но пока не в состоянии вложиться финансово, есть вариант организовать семейный поход в безопасный лес с палатками, с мастер-классом по розжигу костра и ловлей рыбы.

Потребуются: организация трансфера, жильё для туристов, оплата работы наёмных сотрудников, оборудование, реклама.

7: доставка полуфабрикатов, кулинарные курсы

Первый вариант – для тех, кто не готов тратить своё время на поиск провизии и составление меню. Доставка включает в себя набор продуктов с рецептами, которые просто нужно собрать в готовое блюдо и запечь в духовке, на сковородке, в кастрюле. Клиенты экономят время, силы, им не надо думать, что будет на ужин.

Потребуются: продукты, оплата повару и курьерам, упаковка, аренда помещения. Также, как и в любом пищевом производстве, требуется соблюдение норм, наличие сертификатов качества, проверки всех контролирующих служб.

Для тех, кто умеет и любит готовить: организовать онлайн-вебинары по созданию необычных блюд из стандартных продуктов. Цену за курс назначить небольшую, в районе 200-300 рублей. Ориентирован мастер-класс на тех, кто закупился продуктами долгосрочного хранения и не собирается в ближайшее время тратить много денег на еду.

8: репетиторство

Поскольку большинство детей остаются на период пандемии дома, их необходимо чем-то занять. Репетиторы по языкам, математике, подготовке к ЕГЭ и даже по рисованию или лепке будут востребованы.

9: интернет-магазин, дропшиппинг

Этот бизнес направлен на клиентов, которые решили затаиться и контактировать с обществом по минимуму. Интернет-магазины продают одежду, детскую обувь, игрушки, косметику и многое другое. Дропшиппинг – это больше поиск покупателя. Реализацией занимается владелец товара.

Партнеров лучше искать среди соотечественников. Для интернет-магазина может понадобиться помещение под склад, если объемы продаж будут большие. Дропшиппинг организуют без хранилищ и трат на аренду.

Что продавать: одежду, обувь, детские товары, предметы гигиены, косметику и технику.

Любой бизнес в период пандемии предполагает быструю окупаемость, поскольку эпидемия скоро может завершиться. Выбор ниши зависит от местности, стартового капитала и потребностей клиентов.