г.Москва, ул.Одесская, дом 2
БЦ «ЛОТОС». Пн-Сб 10:00-20:00

Аутсорсинг (Outsourcing)

Аутсорсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) – использование внешнего источника и/или ресурса). Это передача организацией, на основании договора, определённых видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой компании, действующей в нужной области.

Это определение, каким его нам предлагает Википедия. Сейчас в сети можно найти массу различных определений этому термину.

Аутсорсинг – это заимствование ресурсов извне, которое сейчас является распространенным явлением. Многие фирмы и организации активно его используют. Это оправдано тем, что каждой организации нужно, чтобы все сферы ее деятельности обслуживались качественно.

Однако не каждое предприятие может себе позволить держать в штате постоянных сотрудников узкоспециализированных специалистов, так как их работа оплачивается высоко. Поэтому выгоднее на основе договора сотрудничать с различными организациями, которые и будут выполнять определенный спектр задач.

История аутсорсинга

Если говорить о России, то первыми аутсорсинговыми компаниями здесь стали охранные предприятия. С их помощью многие организации перестали тратить большие средства на содержание охранников как постоянных сотрудников. Далее в «мире» российского аутсорсинга появился маркетинг и начал стремительно развиваться. Связано это с тем, что по-настоящему профессиональных маркетологов не так уж и много, поэтому выгоднее обратиться за помощью к профи, чем содержать в штате высокооплачиваемого специалиста.

Когда в конце 90-ч произошел «бум» интернета в России, стали активно появляться аутсорсинговые фирмы, занимающиеся предоставлением хостингов, а также работой по продвижению и улучшению сайтов.

Уже в 1997 году более 50% производственных организаций передали на аутсорсинг один или более своих бизнес процессов (таковы данные Американской ассоциации менеджмента).

Виды аутсорсинга

  1. Производственный (промышленный). Подразумевает передачу определенных задач по производству продукции предприятиям со стороны. Например, компаниям, предлагающим услуги рекламы, нужна печать буклетов, то есть аутсорсером тут является типография. Хороший пример использования производственного аутсорсинга демонстрирует IKEA, которая не имеет в своем арсенале абсолютно никаких производственных мощностей, при этом оставаясь одной из самых высокоприбыльных организаций.
  2.  IT.Это делегирование обязанностей по выполнению тех задач, которые связаны с программированием, обслуживанием техники, разработкой программного обеспечения, поддержкой хостингов и прочего.
  3.  Бизнес-процессов.Это разновидность предполагает передачу аутсорсеру для выполнения какого-либо бизнес-процесса. Чаще всего делегируют обязанности по рекламе, маркетингу, логистике, бухгалтерскому учету. Передают на аутсорсинг только те бизнес-процессы, которые не являются для фирмы основными.
  4.  Управление знаниями.Это самый молодой вид, и встречается он пока только в США. Он связан с теми видами деятельности, которые предполагают глубокий анализ и специфическую обработку процессов, которые существенно влияют на принятие управленческих решений.

Преимущества аутсорсинга

  1. передав отдельные неосновные виды своей деятельности, фирма может уделить больше внимания основным функциям бизнеса, которые приносят наибольшее количество дохода;
  2. аутсорсинг исключает проблемы с поиском и обучением персонала, так как специалисты предоставляются самим аутсорсером; также исключаются возможные проблемы с неожиданным увольнением сотрудников, предоставлением им больничных, отпусков и т.д.;
  3. увеличивает гибкость предприятия в случае кризисной ситуации на рынке;
  4. предприятие получает возможность пользоваться услугами или оборудованием высокого качества;
  5. исключается необходимость искать и приобретать оборудование или комплектующие, так как это забота аутсорсера.

Риски аутсорсинга

Следующие ситуации могут и не возникнуть. Однако каждой компании, использующей такой вид услуг, необходимо учитывать возможные риски.

  1. чересчур «увлекшись», фирма может передать для выполнения сторонними лицами слишком много сфер своей деятельности, лишая себя тем самым многих возможностей;
  2. компания может столкнуться с недостатком эффективного управления;
  3. появляется риск, связанный с налогами;
  4. риск потери конфиденциальной внутренней информации.

Как компании мирового масштаба используют аутсорсинг

Около 60% всех предприятий, которые передали аутсорсерам часть своей деятельности, изначально сделали это из соображений экономии. Но многие ведущие компании мира нашли в этом существенные для себя выгоды, и своим примером показывают, как с его помощью можно достичь главных целей.

Многие развивающиеся рынки часто сталкиваются с недостатком кадров. Компания Texas Instruments открыла в Индии исследовательский центр, который стал настоящим спасением для многих развивающихся фирм, поставляя им компетентных сотрудников.

Американская компания Hasbro, производящая игрушки, смогла преодолеть «кризис красок», который затронул многих изготовителей игрушек в 2007 году. К своим подрядчикам Hasbro относится как к стратегически важным партнерам, несмотря на то, что многие предприятия стараются держаться в стороне от своих партнеров и не впускать их «внутрь» своего бизнеса.

Фармацевтическая компания AstraZeneca захватила китайский рынок и стала одной из самых крупных в своей области за счет инвестиций, которые она вкладывала во многие сферы – от производства до продаж. Существенному подъему также поспособствовала совместная работа со многими университетами и организациями.

Несмотря на возможные риски, известный бренд Procter & Gamble всё же передал некоторые сферы своей деятельности в другие страны. После этого продуктивность компании показала значительный подъем, увеличившись на 60%. За пределами предприятия было разработано более 400 видов продукции, что стало приносить Procter & Gamble на 10 миллиардов больше дохода.